Ранняя неврологическая стимуляция щенков.
Ранняя неврологическая стимуляция щенков.
Известно, что каждое животное обладает некоторыми особенностями поведения, то есть способностью воспринимать внешнее воздействия, анализировать их запоминать, различать в них существенное и второстепенное и соответствующим образом реагировать на них. Собаки, которых используют для различных видов служебных работ, должны обладать определёнными свойствами высшей нервной деятельности. Поэтому перед началом курса дрессировки собаку обычно тестируют с целью определения у нее преобладающих поведенческих реакций, чтобы спрогнозировать её способности к обучению. Но на протяжении всей жизни животное использует только небольшую часть тех возможностей, которые даны ему природой. Говоря другими словами, то, насколько одна собака лучше и быстрее другой поддаётся обучению, зависит от эффективности использования её задатков. Первые селекционеры исходили из предположения, что всё нужные качества дети наследуют от родителей. Однако на практике так происходит далеко не всегда. И те, кто занимается разведением животных, знают об этом не понаслышке. Обширные исследования, провёденные Каннингэмом(1991), показали, что только около 35% способностей животного определяются наследственностью, остальные 65% имеют другое происхождение( воспитание, выращивание, питание). Учёные начали искать методы стимуляции животных для усиления их природных возможностей. Стало известно, что организм наиболее восприимчив к определённым методам стимуляции в период раннего развития, поэтому всё внимание учёных было направленно на первые недели и месяцы жизни животного. Щенки рождаются с закрытыми глазами. В этом возрасте они в состоянии только обонять, сосать и ползать. Пищеварительная система обладает ограниченными возможностями и требует регулярной стимуляции. Вылизывая щенков, мать стимулирует их пищеварение и процессы моче- и каловыделения. Температура тела щенка регулируется близостью матери или щенков однопомётников. Исследователи установили, что именно в период первой недели жизни щенки наиболее чувствительны к тепловой и тактильной стимуляции. Рассмотрим, что подразумевается под термином «стресс». Стресс от анг.- давление, нажим, напор, гнёт; нагрузка; напряжение. Не специфическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее постоянство внутренней среды организма. Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (эустресс), а отрицательный стресс (дисстресс). Термином эустресс он обозначил два явления- стресс, вызванный положительными эмоциями, и несильный стресс, мобилизирующий организм. Дисстрес- негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и животного и может привести к тяжёлым заболеваниям. Таким образом, стресс- это не просто душевное волнение или нервное перенапряжение. В первую очередь, стресс- это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая научно описанные симптомы и фазы- от активации физиологических механизмов до истощения. До сих пор оптимальная продолжительность стресса, необходимая для обеспечения в будущем физиологического и умственного преимущества неизвестна. Так, стрессовое действие, необходимое для одной особи, может оказаться слишком для другой , и «передозировка» стресса может, наоборот, затормозить развитие. Но учёные согласны с тем, что стресс имеет определённое положительное значение для формирования способностей животного. Американские военные для своей кинологической программы разработали метод ранней стимуляции нервной системы (или нейростимуляцию), которой является одним из передовых в этой области. Для улучшения обучения рабочих собак, используемых в военных целях, была разработана программа «Био Сенсор». Позже она стала известна под названием «Супер-Собака». Это комплекс из пяти упражнений- воздействий, которым в естественных условиях раннего периода щенки не подвергаются. Каждый день в одно и тоже время с каждым щенком проводят пять упражнений: 1) Тактильная стимуляция. Держа щенка в одной руке, кинолог мягко стимулирует (щекочет) щенка между пальчиками любой лапы используя палочку с ватными шариками на концах. Нет никакой необходимости проверять чувствует щенок ваше воздействия или нет. Время стимуляции 3-5 секунд. 2) Поддержка головы в вертикальном состоянии. Используя обе руки, щенка держат перпендикулярно земле таким образом, чтобы голова и хвост оказались на одной вертикальной прямой. Время стимуляции 3-5 секунд. 3) Положение головой в низ. Крепко удерживать двумя руками щенка головой вниз строго по вертикали. Время стимуляции 3-5 секунд. 4) Позиция навзничь на спине. Положите щенка так, чтобы он лежал на спине на ладонях ваших рук, а его морда была направлена вертикально вверх. В таком положении щенок может спать или активно шевелиться. Время стимуляции 3-5 секунд. 5) Тепловая стимуляция. Используйте влажное полотенце, предварительно поместив его в холодильник на 5 минут. На влажное полотенце положите щенка животом в них, не сдерживая его движений. Время стимуляции 3-5 секунд. Хотим обратить внимание тех, кто заинтересуется данной методикой. Исследования, проведённые зарубежными учёными, показали, что у собак, подвергнутых стимулирующим упражнениям «Супер-Собака» наблюдалась улучшенная работа сердечно-сосудистой системы, более сильный сердечный ритм. Такие животные имели и более сильные надпочечники. Кроме того, они были более устойчивы к стрессам и имели высокий иммунитет. В проводимых тестах стимулированные щенки проявляли активность и любознательность в большей мере, чем их не стимулированные однопомётники. Всё это доказывает, что небольшой стресс, которому подвергаются малыши во время ранней нейростимуляции, в последствии подкреплённый своевременной социализацией, может привести к полезным результатам. Однако опасность может таится в незнании порогов недостаточной или избыточной стимуляции. Поэтому очень важным является точное соблюдение упомянутой методики. Литература: 1.Дайджест семинара доктора Кармен Л.Батталья. США,1996. 2.Зобнев С.С. Поведение собаки и дрессировка/луб служебного собаководства.Сб.-М.: ДОСААФ, 1981.-С.51-63. 3.Рання неврологическая стимуляция животных/ мой ласковый и нежный зверь-1997-№.1.-С.22-23 4.Фишер Дж. О чём думает ваша собака. К:Муза ЛТД 1999. 5.Селье Г. Стресс без дистресса.- М: Прогресс,1979. 6. Ты и собака №5-6 (30) 2009 Шинкарёва Н.А, Булла Л.В. Национальный аграрный университет, био-технологический факультет г. Сумы.
Design by Bris |
|